m

(no subject)

Одна из отличительных черт канадской системы образования - это фокус на осмыслении и переживании собственного опыта. Мы обсуждали это с Кириллом, он в обычной государственной школе, я в университете: и там, и там дается много заданий на размышление. Например, подумать и написать эссе на тему, какой урок вы извлекли из..., что вы думаете про..., как вы относитесь к..., что для вас... Это как бы сочинение, но требования к нему иные: это практика размышления, это тренировка аналитического, критического мышления, это опыт соприкосновения с какой-либо темой. И даже если тема достаточно абстрактная, нужно провести параллель со своей жизнью и с тем, как это может быть связано с тобой лично. И таких эссе пишется очень много.
В университетах точно такая же практика. Если это не научное исследование и обзор литературы, где ты анализируешь идеи других, то, как правило, это эссе-размышление, анализ твоих собственных мыслей и отношения к предмету. Например, на предмете о теориях и этических стандартах практики задания - написать эссе об этической дилемме, с которой ты сталкивался в своей практике, или о том, как твоя работа преломляется через теоретической подход. Не надо о теории в принципе, не надо об этике абстрактно, надо о твоем собственном опыте и его осмыслении. На предмете о кросс-культурной и анти-репрессивной практике - порассуждайте о том, как эта тема касается вас лично. Вы подвергались дискриминации? Может быть, сами проявляли расизм? И как это влияет на вашу практику?
Или вот курс работы с первыми нациями. Я рассчитывала почитать и послушать на эту тему, интересно же, сама работаю с ними. Ан нет, давайте не просто про них, а про вас. Какое это имеет к вам отношение? А давайте посмотрим. Давайте вы напишете эссе на тему вашей личной истории колонизации, о том, связаны ли вы или
ваша семья, или страна, откуда вы родом, с колонизацией, были ли она колонизирована или участвовала сама в колонизации. Я хочу сказать, что если начинать про это все думать, то чувств поднимается очень много. И в какой-то момент в процессе написания всех этих эссе приходит понимание, что отделение себя от кого-то, противопоставление себя кому-то, взгляд на кого-то со стороны очень условен, потому что практически любой человеческий опыт универсален, нет тех и этих, каждый когда-либо был и там, и там, и среди своих, и среди чужих, подавлял и был подавляем, был агрессором, и был жертвой, вставал и падал, обесценивал и был обесцениваем. Нет практически ничего, что было бы только про "них", это и про тебя тоже. "Не спрашивай, по ком звонит колокол; колокол звонит по тебе".
А что, если личный опыт противоречит официальной точке зрения? Скажем, человек будет доказывать, что дискриминация, расизм, колонизация обоснованны и полезны. Какую оценку ему поставят?

Edited at 2019-09-15 09:21 am (UTC)
А как он это докажет, если нет никаких научных данных о том, что одна раса или нация превосходит другую в том-то и том-то? Такие исследования проводились и проводятся регулярно, чтобы доказать существенные различия, но до сих пор безуспешно. И кому полезны дискриминация и расизм, самому студенту? И в чем? А тому, кто подвергся дискриминации? Если он будет доказывать, что эти вещи обоснованы, то просто продемонстрирует, что он может размышлять исключительно в рамках универсально господствующей расистской идеологии, и за ее рамки ему выйти трудно.

Edited at 2019-09-15 07:07 pm (UTC)