E

Столкновение с Хаосом

Хаос – это самая питательная почва для возникновения тревоги и депрессии. Чем больше во внутреннем или внешнем мире хаоса, то есть неопределенности, неизвестности, непредсказуемости, неконтролируемости, тем выше в человеке тревога и подавленность, беспомощность.

В чем же выражается хаос в нынешней ситуации в мире? Он выражается в том, что очень многое в мире меняется, причем меняется практически ежедневно. Нет никакой стабильности, определенности и структуры. Я привыкаю к одной реальности, а завтра она уже другая. Я привыкаю к одним правилам, а завтра они меняются. Перемены в настоящее время достаточно радикальны. Даже если они радикальны не для меня, даже если в моей жизни ничего не изменилось, это перемены окружающего мира вокруг меня, которые частью населения, вероятно, его бОльшей частью воспринимаются остро и болезненно. Хаос - это разная и противоречивая информация: случайный вирус - искусственно созданный вирус, созданный в Китае - созданный в Америке, распространенный случайно и стихийно - распространенный намеренно, «черный лебедь» - не «черный лебедь», карантин необходим – карантин не нужен, и т.д. Хаос – это перегрузка мозга, обилие информации, с которой в какой-то момент и мозг, и организм целиком перестают справляться. Хаос – это отсутствие четко и гарантированно работающих стратегий, это движение наугад. Хаос – это невозможность четко просчитать и предсказать, как долго количество зараженных будет расти, как долго продлится карантин, когда это закончится, будет ли вторая волна, когда появится вакцина и лекарство. Хаос – это паника людей вокруг, скупка продуктов и вещей, длинные очереди в магазины. Хаос – это потеря работы, средств к существованию и отсутствие ориентиров, как дальше жить и что принесет будущее. Хаос – это много людей в тревоге в одном небольшом помещении без возможности отделиться и побыть в одиночестве. Хаос – это ожидание последствий карантина – великой депрессии, глобального экономического кризиса или, наоборот, возрождения.

У каждого в этой ситуации может быть свой хаос. И если вы вдруг поймали себя на тревожном или депрессивном состоянии, то спросите себя: «О чем все происходящее для меня? Какова для меня главная тема всего происходящего?» Для кого-то это может быть больше про экономический кризис, для кого-то – про вирус, для кого-то – про карантин, для кого-то – про ответственность, для кого-то – про страх неопределенности, для кого-то – про смертность и уязвимость, про кого-то - про глобальные ценности.

В этой ситуации довольно легко испытывать амбивалентные чувства. Вы можете радоваться возможности не работать или работать из дома, возможности меньше выходить на улицу, меньше тратить денег, не стоять в пробках, не толкаться в метро, высыпаться, перейти на удаленный график учебы, онлайн покупки. Вы можете радоваться новому миру, тишине мира вокруг, пустым паркам, и многому другому. И при этом вы можете испытывать тревогу от хаоса вокруг и сводок новостей, перегрузку от обилия разной информации и многого другого.

Collapse )


E

Хроники карантина

Правительство Британской Колумбии постит милые напоминания о том, что мы можем поддержать местные рестораны, заказывая у них доставку или еду на вынос, можем поддерживать связь с другими людьми, находясь от них вдали, заботиться о себе, делая простые вещи, и просто быть дома. Мне приятно, когда я их вижу, они про дела, про продолжающуюся обычную жизнь, про мелочи, которые каждый может делать для себя и общества. Забавно, как по-разному могут звучать лозунг "Изолируй себя и держи дистанцию" и сообщение "Время побыть дома". Налей чаю, обними кота и посмотри, как за окном расцветает сакура.

E

Учеба в средней школе в Канаде

Учеба в канадских школах выстроена так, чтобы ученик мог двигаться по своему плану. То есть она не стандартизирована одинаково для всех, как в России. Если ребенок может и хочет двигаться быстрее по какому-то предмету, он может брать продвинутый курс или курс следующего класса, и при этом предмет не привязан ко всей программе целиком. Чтобы взять уровень выше, ученику не нужно по всем предметам перешагивать класс, он может его перешагнуть только по какой-то одной дисциплине. Или наоборот, если ребенок не тянет предмет, не заинтересован, он может двигаться по облегченной программе или пройти уровень заново. То есть, скажем, будучи в 8 классе, по какому-то отдельному предмету ребенок может остаться в 7 классе. Мне такая система нравится, она гибкая и не привязывает ребенка целиком ко всей годовой программе. Это же нормально, что по одним предметам мы можем быть более сильны, чем по другим, и неуспех / успех по одному предмету не тормозит твое движение. В старших классах дети выбирают предметы по выбору, и чем старше они, тем выбор больше. В школах большой выбор профессиональных предметов. Можно освоить кулинарное, парикмахерское искусство и многие, многие другие. Есть годовые курсы со стажировкой на предприятиях. Есть университетские курсы, международный бакалавриат, а также много творческих курсов и кружков, включая гавайские танцы. Один из обязательных предметов - career & life education, где учеников учат тому, как определиться с тем, чем ты хочешь заниматься в жизни, учат составлять план движения к цели, учат составлять резюме, проходить собеседования, знакомят с рынком труда.Collapse )
E

(no subject)

Нина Рубштейн записала ролик про то, как избавиться от проблем, и я хотела бы добавить, что помимо тех людей, что упомянула Нина, у которых всегда проблемы, по моим наблюдениям, есть еще две категории. 1. Люди, которых мой сын называет "неприспособившиеся", те, у которых банально нет базовых жизненных навыков: как зарабатывать и тратить деньги, как не залезать в долги, а если залез, как аккуратно из этого выйти, как готовить так, чтобы было выгодно и экономно, как выбирать друзей, как общаться с разными людьми, как строить близкие отношения, кому доверять, а кому нет. Довольно много людей, у которых эти навыки присутствуют на самом базовом уровне. У них возникает одна проблема, которая затем начинает тянуть за собой воз других. Банально: начал жить самостоятельно, работа не самая высокооплачиваемая, деньги тратятся лишь бы как, в 0 выйти не получается, кредит на покрытие трат + кредит на новый телефон. Но как урезать расходы понимания так и нет, поэтому приходится занимать, отдавать не с чего, отношения с близкими неизбежно портятся, все время стресс, так как надо же еще и ущемлять себя в расходах, девушку завести не получается с таким образом жизни, с друзьями, которые двигаются вперед, точек пересечения становится все меньше, а те друзья, что доступны, - это близко к дну. Жизнь превращается в сплошной ворох проблем.
2.Collapse )
E

Что можно делать во время карантина и самоизоляции, сидя дома


Заняться учебой и самообразованием, на которое не хватало времени раньше
Прочитать книги, до которых не доходили руки
Перечитать любимые книги
Посмотреть новые фильмы и сериалы
Посмотреть один детектив, одну комедию, одну мелодраму, одно фэнтези, один триллер, один исторический и один основанный на реальных событиях фильм
Пересмотреть любимые старые фильмы
Поиграть в настольные игры всей семьёй
Вместе устроить уборку и разбор старых вещей
Открыть для себя нового писателя
Открыть для себя нового поэта
Открыть для себя нового режиссера
Открыть для себя нового художника
Сходить в онлайн музей
Читать друг другу вслух
Заказать еду на дом и устроить пикник посреди комнаты
Помечтать
Collapse )
E

И снова здравствуйте

Говорят 29 февраля нужно сделать что-нибудь необычное. Не удалось, привычка - вторая натура. Меня сегодня впервые остановил полицейский на дороге, и я не придумала ничего лучшего, чем начать возмущаться. Причем, не специально, просто так получилось, оно само, машинально, просто открыла рот, и понеслось - как только я увидела, что ровно за то же самое, что сделала я, другой машине ничего не было, она спокойно проехала мимо. Правда, возмущаться я начала не столько от несправедливости, сколько от плохого знания пдд: я не поняла, что такого сделала я, за что меня остановили, а другого водителя - нет. Когда тормозная система, наконец, сработала, просить понять и простить было уже поздно. А ведь какой шанс был сделать нечто по-новому!

E

(no subject)

Родители продали дом. В котором я жила последние 8 лет до переезда в Канаду. А мне даже и "прощай", получается, не сказать, и не закрыться последний раз в своей комнате, не поваляться на своей кровати, не полежать с книгой на травке, не выпить кофе в беседке, не посмотреть на рассвет из спальни и на закат из кабинета. Что еще никогда не сделать там? А, не походить по снегу после сауны и по майской росе на заре, от которой потом ноги горят, словно ходил по углям. А еще в 2010, когда горели торфянники, и все было в дыму, под яблоней спать было очень хорошо (а дома - невыносимо). В общем, немного, грустно, но и радостно тоже. Наверное, это самое лучшее, что могло получиться: обратно не хочется, а вспомнить приятно.

hg

(no subject)

Смотрела на свои юзерпики в ЖЖ и вдруг поняла, что мне всегда был симпатичен литературный и кинематографический образ дурочки (или дурака), которая вдруг оказывается не дурочкой. Не потому что она не была дурочкой и просто все так ошибались на ее счет, - нет, была, и еще какой, и не только дурочкой, но еще и, например, какой-нибудь мерзкой. А потом жизнь повернулась другим боком (обычно какое-то драматичное событие случается), и оказывается, что в ней не только дурочка жила, и она вдруг начинает совершать хорошие поступки, удивляясь сама себе. Даже не то что хорошие, а достойные уважения, и окружающие перестают видеть в ней дурочку, а видят личность. И она сама начинает видеть в себе личность. 
E

Про любовь к себе

Подумалось, что вместо того, чтобы учиться любить себя, лучше учиться уважать себя. Все-таки любовь - это чувство, которое не возникает по заказу, его нельзя целенаправленно вызвать, можно вызвать только косвенно, опосредованно. А уважение - оно конкретно, его можно заслужить. Поступками, действиями, образом мышления, образом жизни, решениями, достижениями, результатами. С уважением очень понятно, всегда можно спросить себя, буду ли я уважать себя за этот поступок, за это решение или нет. С "буду ли я любить себя" - не очень понятно, мы же можем любить и вопреки. А вот уважать вопреки сложно. Рост самоуважения автоматически ведет к росту и других чувств к себе: благодарности, симпатии, гордости, того, что можно назвать согласием с самим собой, потому что уважение тесно связано с ценностями. Я уважаю себя только за то, что находится в согласии с моими важными ценностями (пусть даже кто-то засмеет и осудит). И это - хорошая основа для взращивания любви. Ну реально, а за что любить, если день за днем, раз за разом человек совершает поступки, за которые уважать себя нельзя, которые унижают его, делают жалким, слабым? Вроде бы человек пытается вызвать любовь и симпатию у других, но из этого стремления постоянно таким образом наступает себе на горло, подстраивается, ужимается, лебезит. А потом страдает от отвращения к себе - и не любви. Иногда вроде не связанный с этим напрямую шаг - не делать того, за что ты не будешь себя уважать - ведет к любви к себе. По меньшей мере, к уважению.

Collapse )