Category: общество

m

Про общение


До сих пор помню любимую фразу одного из моих начальников. «Лена, все решает межличностное общение», - часто говорил он мне, когда я лезла грудью на амбразуру, по поводу и без. Как я понимаю сейчас - когда можно было спокойно и вежливо поговорить с другим человеком без того, чтобы с претензиями настаивать на своем, или вместо того, чтобы молча забиться в угол. Это был примерно основной уровень непрофильного психологического образования в то время, преподаваемый в ВУЗах: как поговорить с человеком так, чтобы избежать конфликта, чтобы не ударить в грязь лицом и обернуть разговор себе на пользу. Некоторые знания о другом человеке и о том, как строить разговор. В широкие отечественные массы наука о коммуникации попала, благодаря американскому психологу и педагогу Дейлу Карнеги, специалисту по теории общения, автору книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Однако особой популярности они не получила, и наука эта затем благополучно сдохла, не найдя понимания и развития. Я имею ввиду, в массах, не в научных кругах. В научной среде у нас были и есть свои психологи и талантливые люди из смежных дисциплин, которые разрабатывали свои теории общения и взаимодействия людей. Но применение это нашло только в науке и бизнесе. В социуме все это остается очень узко востребованным. Культура общения в общем и целом меняется очень не быстро и благодаря тому, что удается перенять из общения с людьми иных культур. Чаще всего, через бизнес, экономику, культурный обмен. В детских садах и школах все по-прежнему остается на уровне: «надо делиться с другими игрушками» и «надо слушать и уважать старших».Collapse )

m

Различение шоковой травмы и травмы развития

"Травма развития связана с дефицитом отношений или излишней требовательности раннего социального окружения человека и обычно возникает из хронических взаимоотношений внутри семьи. Примерами могут служить неадекватное отражение, непереносимость эмоций, унижение, недостаток физического контакта, авторитарная требовательность и т.д. Чтобы лучше справляться с этими взаимоотношениями, ребенок постепенно вырабатывает характерологические защиты. Поскольку у ребенка имеется достаточно благоприятных возможностей тренировать и совершенствовать эти защиты, они представляют собой активное решение проблемы и включают элемент выбора (отчасти бессознательного).
Травма характера характеризуется низким или средним уровнем активации нервной системы. В отличие от нее, шоковая травма связана с кратковременным, внезапным и массированным воздействием на индивида. Характерологические защиты допускают сравнительно высокий уровень когнитивного выбора, тогда как шоковая травма запечатлевается в теле и психике совсем иначе. Шок активирует более рефлекторные уровни нервной системы, включая критические механизмы выживания - тоническую обездвиженность и диссоциацию, или рефлекс бегства/борьбы".
Из сборника В.Б.Березкиной-Орловой "Телесная психотерапия. Бодинамика"

El

О "качествах" пробуждения

Очень хороший текст о видах пробуждения (на уровне ума, сердца и нутра). Текст хороший, даже если не использовать термина "пробуждение". Он, в частности, про единство ума, чувств и тела, а также про ловушки пробуждения, инсайтов и разного опыта, про Я и про многое другое (текст длинный).

Адьяшанти: "Я буду говорить о том.., как бы это лучше выразить, что происходит ПОСЛЕ пробуждения… Я полагаю, очень важно понимать, что не все пробуждения ОДИНАКОВЫ. Существуют различные характеристики пробуждения. Не все пробуждаются к ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ. Идея о том, что все пробуждаются к одному и тому же – это очередной миф. Заблужение. На самом деле, пробуждение к Реальности в ее Цельности, сразу и одномоментно, происходит довольно редко. Обычно мы пробуждаемся к «фрагменту» Реальности. И, конечно же, любой «фрагмент» Целого ощущается как Целое. Вот так это «работает». Когда вы встречаетесь с любым аспектом Реальности, он ощущается Завершенным, и, в определенном смысле, он Завершен. Реальность всегда приносит ощущение Цельности, Тотальности. «Вот оно! Вот оно!» — так это ощущается. И, разумеется, это может привести к определенным недопониманиям, расхождениям… Именно потому что КАЖДЫЙ аспект Реальности ощущается как Целое. И потому вы можете впасть в зависимость от одного аспекта и посчитать его за Целое. Это как понять целиком слоновью ногу и посчитать, что понял целиком всего слона. Я обычно говорю о нескольких «видах» Пробуждения. Collapse )
666

(no subject)

Одна и та же вещь с подачи разных людей и в разных процессах может восприниматься совершенно по-разному. Один скажет: "надо взять себя в руки", другой: "хорошо бы сюда еще подключить волевые качества", а третий: "нужно выстроить поток стремления к цели". А еще можно добавить всяких рюшечек и изюминок, и это может быть контрольный выстрел )

El

Мысли

Из чего берутся позитивные эмоции, спрашиваю я себя. Из самых сильных воспоминаний, отвечаю я самой себе, особенно из эдаких пиковых, когда восприятие было предельно обострено, а переживания были экстремальные (выходящие за рамки обычных), сильные, яркие, экзистенциальные (связанные с жизненными ценностями, смыслами, глобальными целями). Воспоминания помогают иногда осознать, какие именно события нас заряжают и радуют. И еще помогают вернуть "эталонное состояние" позитива ("жить, как говорится, хорошо" (с)), вспомнить его тогда, когда базовым состоянием становится уныние. Нейронные связи, они такие: дал команду "все плохо", и они выстроились в нужной конфигурации. И прежнее состояние становится уже не только далеким, но и как бы неактуальным, чужеродным, оно забывается. Позитивные эмоции берутся, конечно, не только из воспоминаний, но и из событий и их переживания в текущий момент времени.
А еще, напоминаю я себе, они возникают из мечтаний и моментов, когда мечты рождались. Это тоже важно: они зародились не просто так. Мир дал какое-то событие, которое зажгло, показало, дало поверить, что так - возможно. Это опыт, который вдруг очень сильно раздвинул горизонты, показав, что может быть вот так, и это будет ой как хорошо. И вот они, в тот же момент пиковые, экзистенциальные переживания: изумление, радость, надежда, вера, вдохновение, любовь (к цели и себе в ее реализации), драйв, поток.
События бывают как спонтанно возникающие (не ждал-не ведал), так и организованные. И сюрприз - не большее и не меньшее чудо, чем то, к чему ты приложил руку, чего достиг, добился. Это как подарок и награда. И то, и то ценно. И тому, и тому свое место и свои условия.
Позитивные эмоции дарят цветы, бабочки, птички, машины, механизмы, формулы, люди, явления. Но главное - умение извлекать позитивные эмоции из разных субстратов. Из всего извлечь то, что тебе нужно, все уметь перегонять в золото. И превратить это в свой навык, свою ценность.
   

m

Памятка про выходу из сложной ситуации


При возникновении трудной ситуации, механика или структура выхода из нее, как правило, примерно одна, и она поможет сориентироваться в том, что делать и как себе помогать.
Итак, несколько вещей, которые можно сделать, чтобы помочь себе справиться с трудностью.

1. Дайте название трудности, скажите как можно четче и внятнее, что произошло. Все просто, в причины лезть не надо, это не про причины. Это про событие: увольнение с работы, расставание с любимым человеком, ссора с другом, болезнь, зависимость, измена, не сбывшиеся надежды, большой облом и пр. Это важно, потому что это - отправной момент. Пока не определено, что случилось, не понятно, что с этим делать. Поэтому для начала нужно назвать случившееся своим именем, постараться сказать себе как можно четче и яснее, что произошло. И лучше - одним-двумя словами. Это не должен быть рассказ о том, как все произошло. Не понятно, что делать до тех пор, пока ситуация будет выглядеть как: "прихожу я домой с работы, вся такая уставшая, потому что день был сложный, да еще зарплату не дали, и рассчитываю хотя бы на то, что смогу принять ванну и посмотреть фильм, вместо того, чтобы готовить ужин. И вот я такая прихожу, открываю дверь, а там он со своими друзьями пьет пиво, и я понимаю, что спокойный вечер мне не светит, я тут я ему такая говорю: "...", а он мне такой в ответ: "..."

На этом этапе могут возникнуть сложности.
Collapse )

m

Энергия

В теле регулярно возникает много энергии для жизнетворчества. Энергия возникает для деятельности всех частей организма, для разнообразной активности, для преодоления препятствий, для встречи с различными вызовами жизни. Основным регулятором распределения энергии является мозг. В него от всего тела поступают многочисленные сигналы, которые он обрабатывает и на которые отвечает, посылая импульсы, возбуждая и тормозя процессы в нервной системе, рождая отклики на действия окружающего мира. Энергии обычно создается ровно столько, сколько мозгу кажется необходимым затратить на какое-либо действие. Чем больше кажется необходимым затратить (чем сложнее кажется препятствие, сильнее противник, важнее цель), тем больше энергии. Уровень энергии часто позволяет судить о значимости каких-то вещей для нас. Выделилось много энергии - мозгу кажется, что нечто в окружающем мире обладает или очень сильной привлекательностью или чрезмерной отвратительностью. В первом случае энергия возникает для того, чтобы взять, получить или еще как-то поконтактировать с привлекательным объектом, во втором - чтобы удалить это, разрушить или убежать.

Collapse )

m

Стресс, неопределенность, травма, посттравматический рост


Была вчера на дне рождения Psychologies в парке Горького. Дмитрий Алексеевич Леонтьев рассказывал там интересные вещи. Про то, что один из самых сильных страхов человека - это страх неопределенности. При этом темпы развития жизни сейчас настолько ускорились, что все стало сплошной неопределенностью, ничего невозможно достоверно спрогнозировать, все меняется слишком быстро и непредсказуемо. Поэтому стресс стал некоторой нормой жизни. Вся жизнь стала стрессом. И одни из самых популярных исследований для ученых сейчас - все, что связано со стрессом. Маленький человек, ребенок, воспитывается таким образом, чтобы он усвоил как можно больше и четче разных правил и понятий о жизни. Таким образом, вырастая, человек становится носителем многочисленных пленок-записей о том, что такое жизнь и как она устроена. Что такое экстремальная ситуация? Экстремальная ситуация, это когда записи нет. О чем-то. Нет опыта и нет пленки. Нечто новое ломает имеющиеся стереотипы. Правда, бывает еще, когда манипулятор запускает специально в человеке какую-то пленку, но это уже другое.Collapse )

m

Работа как ресурс

20120928135710!Профессии
В продолжение темы ресурсов, хотела сказать пару слов о работе (и другой деятельности, которой мы занимаемся схожим образом и на постоянной основе).
Работа является одним из важнейших ресурсов благодаря тому, что она сразу может удовлетворить довольно большое количество базовых человеческих потребностей. Самые очевидные — это потребности в пище, безопасности, в социальных связях, в уважении и самоуважении, самореализации и т.д.
Collapse )

m

Что отбирает у нас ресурс

60086088_1276070892_7640

Ресурсы не являются вечной данностью, они расходуются, устаревают, теряют актуальность. Наиболее частыми причинами утраты ресурсов являются:

- остановка действия. Она проявляется в том, что вы что-то начали делать и бросили. Взялись за какой-то проект и остановились, не доведя до конца. Энергия в действие уже была вложена, а результата, который компенсировал и вознаградил бы за вложение, не случилось. Или когда вы хотели что-то сказать, но не сказали. Сразу считайте – минус энное количество баллов от общей суммы. Чем меньше общая сумма, тем более ощутима потеря ресурсов.
То же самое справедливо и для ситуаций, когда кто-то останавливает вас, перехватывает действие, делает что-то за вас. Когда близкий человек, желая сделать приятное, готовит вам чашку кофе, это одно. Но когда кто-то регулярно не дает сделать то, что сделать вам самим по силам и на что уже есть импульс и образовалась энергия, это остановка. Наиболее яркий тому пример – гиперопекающие, контролирующие родители, которые делают за своих детей большую часть того, что им необходимо делать самим. У детей, которые мало что делают сами, не растут и не крепнут мышцы, в прямом и переносном смысле, не развиваются навыки, не развивается поисково-исследовательская деятельность, а затем теряется контакт с собственной активностью и ответственностью.
Со взрослыми происходит то же самое, если кто-то перехватывает их инициативу, не дает реализовать задуманное или делаем что-то вместо них. Плохая новость в том, что иногда это не очевидно. Это может делаться не только в агрессивной форме, но и в самой-самой доброжелательной. «Не надо туда идти, я сам схожу», «тебе не нужно работать, я обо всем позабочусь», «я выплачу твой кредит» и т.д. Много внешне доброжелательных действий наших близких на самом деле воруют наши ресурсы. То же самое делаем мы сами, если передаем другим ответственность за те действия, которые можем и должны делать мы. Если нам не хватает любви, и мы ищем кого-то, кто будет нас (за нас) любить, то насыщения не происходит, ресурс не восполняется до такой степени, чтобы прикрыть дыру. Происходит восполнение внешних ресурсов, но во внутренних при этом наоборот происходит утрата. А внутренние ресурсы всегда важнее внешних.
Collapse )